Пастор д-р Отто Вендель

Проповеди mp3, семинары, библейские беседы

АЗАЗЕЛЬ и практические выводы

| Нет комментариев

Спрашивает Светлана:
«Я прослушала субботнюю школу от 6.11. Мне понравились комментарии и преломление на день Йома Кипурим. Мне бы очень хотелось чтобы вы написали мне что означает имя Азазель и источники из которых вы брали перевод.»

Обратимся к академическим источникам и сопоставим их.

Из The Anchor Yale Bible Commentaries

«Значение термина «АЗАЗЕЛЬ» до конца не ясно. Но одно ясно, АЗАЗЕЛЬ не играет никакой активной роли в библейском ритуале, в отличие от ритуалов других народов на Ближнем Востоке.

Термин АЗАЗЕЛЬ (древнеевр. עזאזל) предполагает одно из следующих значений:
— место назначения козла отпущения в День Искупления (Лев. 16:8, 10, 26);
Крутой обрыв/гора.
цель ритуала с козлом отпущения;
Удаление.
— тот, для кого посылают козла отпущения в День Искупления. /Сатана (???)/

В Библии есть похожие ритуалы очищения «прокаженных» людей (Лев. 14:4-7) и домов (Лев. 14:49-53), в которых одну птичку закалывают, а вторую отпускают на свободу. (Как символ пространственного устранения нечистоты.)»

Лингвистическо-религиоведческое пояснение (По материалам Мирча Элиаде)

По аналогии с хеттскими ритуалами, где животное направлено на умиротворение разгневенного божества, козла отпущения тоже можно предствить в качестве такого животного. Тогда слово לעזאזל — это на самом деле глагольное словообразование, вернее будет рассматривать как два слова: לעזז אל, обозначающих в первую очередь назначение, цель, то есть «для [умиротворения]», которые слились в одно после того, как писцы, предположительно, перестали понимать смысл этого выражения.

В талмудической литературе

АЗАЗЕ́Л (עֲזָאזֵל), точное значение слова не установлено: оно обозначало — либо местность, куда изгонялся «козел отпущения» в Иом-Киппур,

— либо сверхъестественную силу, которой этот козел предназначался.

Талмудисты считают слово «Азазель» именем горы или мрачной и отвесной скалы в пустыне, с которой сбрасывали козла, и заменяют его иногда словом «Zok» (צוק‎; Joma, VI, 4). Азазель (עזאזל‎) считается производным от «az» (עז‎) и «al» (אל‎) и обозначает крепкую, массивную гору. Согласно Барайте и Joma, 67б, Азазель — самая массивная из гор.

Взгляды библейских комментаторов

Средневековые еврейские экзегеты, придерживаясь вообще взгляда Талмуда, что А. означает крутую гору, старались вместе с тем проникнуть в смысл этого обряда и раскрыть его символическое значение, что характерно для схоластики средневековья. Ибн-Эзра к примеру цитирует мнения разных авторов о самом слове Α., указывая при этом на их неудовлетворительность. По одним, это — имя нарицательное для крутых гор вообще; оно составлено из слов עזז‎ и אל‎, причем אל‎ вовсе не означает «Бог», а означает «величественный, могучий», как, напр., הרי אל‎, могучие горы, или ארזי אל‎, могучие кедры.

По другим представлениям, A. было имя собственное для горы, близкой к горе Синайской, и весь ритуал имел временный характер, приспособленный к известной местности, и только впоследствии стал применяться к условиям иерусалимского храма. В подтверждение этого мнения Ибн-Эзра приводит тот факт, что в конце главы сказано: «И сделал (Аарон) так, как повелел Господь Моисею». Проведя затем аналогию между А. и живой птицей в ритуале очищения прокаженного, которая также отпускалась на свободу в пустыню, он переходит к вопросу — кому собственно предназначался «козел отпущения». Отвечая на свой же вопрос Ибн-Эзра приводит мнение р. Самуила, что хотя только один из двух козлов приносился в жертву Богу, но фактически и козел отпущения также предназначался Богу, а не какому-нибудь демону, т. к. это противоречило бы всему духу законодательства Моисея. Ибн-Эзра же думает, что козел отпущения вовсе не жертва, т. к. он не закалывается.

В христианстве же болле растпространено, как ни странно, предание об Азазеле берущее свое начало в апокрифической книге Еноха.

Предание об Азазеле как об одном из падших ангелов возникло довольно поздно (не ранее III века до н. э.) в еврейском фольклоре, как предполагается под влиянием Вавилонского мировоззрения и зафиксировано, в частности, в известной апокрифической Книге Еноха. В Книге Еноха Азазель — предводитель допотопных гигантов, восставших против Бога. Он изобрёл оружие и косметику, научил мужчин воевать, а женщин — искусству обмана, совратил людей в безбожие и научил их разврату.

Азазель — Демон второго порядка, Главный Знаменосец адского войска . Повелитель пустыни, родственный ханаанскому богу палящего солнца Асизу и египетскому Сету. Азазель — падший Херувим, один из вождей ангелов-Наблюдателей, вступавших в браки с земными женщинами (Книга Еноха, ок. 2 в. до н. э.). Он научил мужчин оружейному искусству, а женщин — использованию драгоценных камней, украшений и искусству раскрашивания лица (косметике). Азазель склонял допотопных женщин к совокуплению от чего появилось потомство от „ангелов“ и смертных женщин — раса исполинов. Отсюда распространенное, ложное толкование (Быт. 6,4.) По Еноху Азазель вдохновил в мятеже против Бога. За это, по приказу Всевышнего, он прикован архангелом Рафаилом к острым скалам в пустыне Дудаил и покрыт тьмой до Судного дня, когда он будет брошен в вечный огонь. Древние евреи раз в году (в праздник искупления Йом-киппур) отправляли в пустыню в жертву Азазелю черного козла, на которого в этот день перелагались все грехи еврейского народа — этот обряд описан в Библии (Левит 16, 10; в синодальном переводе слово «Азазель» передано как «отпущение»). Азазель фигурирует в апокрифическом «Завете Авраама» (1 в. н. э.), где он изображен как «нечистая птица», садящаяся на жертву, приготовленную Авраамом (13, 4-9);  (грешники горят во чреве «злобного червя Азазеля» 14, 5-6; 31, 5) идентифицируется со Змеем, соблазнившим Еву («и представляется как дракон с человеческими руками и ногами, имеющий на плечах шесть крыльев справа и шесть слева», 23, 7). Ориген (3 в. н. э.) отождествлял его с Сатаной. Раввин (13 в. н. э.) Моисей бен Намен пишет: «Господь приказал нам посылать козла в день Йом-киппур господину, владения которого лежат в пустынных местах. Эманация его власти несет разрушение и гибель… Он связан с планетой Марс… и доля его среди животных — козел. Демоны входят в его владения и называются в Писании сейрим». Сейрим — козлообразные демоны пустыни, неоднократно упоминаемые в Библии (Левит, 17, 7; 2 Паралип. 11, 15; Исайя 34, 14) издавна считались подчиненными Азазеля. (Нельзя тут не заметить елинистического и схоластического влияния на это высказывание. /Добавлено мной. Отто В./)

Вывод (Отто Вендель)

Из выше приведенного понятно, что толкование ритуала связанного с козлом отпущения, как некий мистический, связанный с языческими представлениями о мире, никак не соотвествует ни смыслу, ни духу Торы, стремившейся освободить Народ от предрассудков язычества и демифологизировать окружающий мир. Представление о том, чтобы Тора учила „приносить жертву“ духу пустыни, демону, глубоко противно Её Духу.

В официалном сборнике вопросов к нашим доктринам адвентистской церкви — (Questions on Doctrine, стр. 396, 398-400) мы находим:

«Мы стоим на евангелистской позиции, что смерть Иисуса Христа является единственным умилостивлением за грехи наши (1 Ин. 2, 2; 4, 10); что для спасения нет других средств или посредников, нет иного Имени под небом, которым мы можем быть спасены (Деян. 4, 12); и что пролитая кровь Иисуса Христа одна несет в себе прощение грехов наших (Мтф. 26, 28). Это фундамент нашего вероучения… Сатана не расплачивается за наши грехи. …

Таким образом, адвентисты седьмого дня не принимают в целом какую-либо идею, предположение или намек на то, что сатана является в некотором смысле или степени носителем нашего греха. Эта мысль неприемлема для нас и совершенно святотатственна.

Только Христос, Творец, только Он один, Богочеловек, мог взять на себя расплату за людские грехи. Это Христос сделал полностью, совершенно и один за всех на Голгофе.» 1

«Даже тысячекратная смерть сатаны не сможет никогда сделать его спасителем. Он самый большой грешник в мире, автор и инициатор греха. Только Христос, Творец, только Он один, Богочеловек может искупить людскую греховность. И Он это исполнил полностью и совершенно один за всех на Голгофе.»  2

_______________________________________

1 Questions on Doctrine, стр. 396, 398-400
2 Questions on Doctrine, стр. 400

comments powered by HyperComments