Пастор д-р Отто Вендель

Проповеди mp3, семинары, библейские беседы

Формы молитвы

| Нет комментариев

Спрашивает Александр:

Вопрос, как и следующий урок, касается молитвы. Существует традиция, как я думаю пришедшая с запада (Америки, Европы) молиться сидя. Я понимаю, если люди ограничены физически по болезни или тесное помещение, но если нет стеснения и здоровы то это неуважение к Богу, тем более при общественных молитвах на Богослужении и у вас на Библейских беседах по видео.

Как молиться, стоя, сидя, лежа, склонившись на колени, эти споры сопровождали и наверное будут сопровождать верующих всегда. Если мы обратимся к Библии, как источнику и руководству нашей духовной жизни, то мы, к удивлению возможно многих, нигде не найдем ни единого(!!!) указания на то, какая из внешних форм молитвы, более достойна и какая из них более уважительна по отношению к Богу. Это важно на мой взгляд помнить. Мы в ней находим лишь описание того, как и в каих ситуациях кто молился. Есть описание того, как люди молились упав на лицо. Как это можно молиться, упав на лицо, я в точности не знаю. Есть описания молитвы стоя и лежа. Я уверен в том, что как только мы переходим в наших рассуждениях на тему о внешних формах молитвы, то мы автоматически упускаем из виду ее главное назначение и то, что молитва собой являть должна, в угоду второстепенному, утилитарному. Исследуя этот вопрос не один год, я пришел к выводу, что нет той единственно верной, внешней формы молитвы, которая исключительно угодна Богу. Если бы это хоть сколько-нибудь было бы важно, то Господь вдохновил бы на то апостолов или пророков, просветить народ Божий в этом вопросе. Несомненно, что я будучи в Украине, видя, как все преклоняют колени, не остался бы сидеть. А оказавшись среди мусульман, склонился бы по мусульмански для молитвы. Так христианин, тем более если его действия авторитетны, всегда будет учитывать среду в которой находится, помня, что своим поведением невольно может коем случае не хочу склонять людей к тому, чтобы они молились по другому нежели они это делали, невольно подталкивать их к якобы более «благочестивой» форме молитвы. Повторюсь, благочестие молитвы и ее богоугодность, зависит не от ее внешней формы, а от состояния сердца молящегося.

Вот некоторые места из Св. Писаний указывающих на разные формы молитвы:
— Молитва лёжа: 3Цар. 20,1-3; Пс. 148,5;
— Молитва стоя: 3Цар. 8, 25; Ездра 9, 5;
— Молитва сидя: Неем. 1,4; Лк. 8, 35; 10, 39; 3, 21; (все эти стихи показывают, что Господь не повергать человека желает пред Собой, а восставить. Прежде всего стоит напомнить может быть, что христианин вступает в Завет с Богом, читай — в союз с Богом. Союз, предполагает равенство, партнерское взаимоотношение. Несомненно партнерство это не панибратское, а благоговейное, уважительное, — изошедшее от Бога к человеку равенство, а не наоборот. Оно Богом нам предложено и потому мы это предложение Бога принимаем с благоговейной, но радостью!

— Думаю, что важно еще посмотреть на отношение Иисуса к молитве. Тут стоит вспомнить слова, которые Иисус обращает к ученикам Своим, приведя их в Гефсиманию, заметьте, для молитвы(!!!). Иисус знал куда идет и для чего идет. Иисус шел на молитвы. Но, отходя помолиться, говорит ученикам, «…ПОСИДИТЕ тут, пока Я пойду, помолюсь(!!!) там». (Мф. 26, 36.) Иисус предложил ученикам посидеть, пока Он будет молиться. Это должно заставить нас задуматься. Вот в противоположность всем языческим религиям, мы не найдем в христианстве ни единого предписания о том, какую форму нужно принять при молитве. Я полагаю, что мы, в силу того, что в нас живет язычество, склонны содержанию, предпочитать формы. В молитве это особенно проявляется. Сосредоточение на форме, может «обокрасть» нас и сделать бедными душевно. Форма всегда подменяла содержание. И содержание, лишь условно может содействовать изменению формы да и то лишь тогда, когда молящийся сознательно меняет форму, ради того, чтобы от нее отвлечься и сосредоточиться на содержании. Если моя душа пуста, то как бы я не молился, стоя, сидя или лежа распластавшись во прахе, она останется пустой, согласитесь, если эта пустота душевная не начнет меня беспокоить. Если же душа моя полна истинного благочестия, то в выборе внешней формы молитвы я буду выбирать форму соответствующую ситуации, но никогда не отдам предпочтение форме перед сутью происходящего.

— И последнее: Ап. Павел пишет, 1Тим. 4, 7-8; Вот на что нам надо обращать внимание и о чем заботиться. Благочестие о котором говорит Ап. Павел, не внешнего в первую очередь, порядка, а внутреннего. Если у нас внутреннее благочестие будет богоугодным, тогда и форма молитвы будет всегда выбрана верно. Когда-то сидя, когда-то стоя, когда-то лёжа… Всякий раз в соответствии с внутренним побуждением и в смирении сердца в первую очередь пред Богом, а не пред людьми. Это и будет содействовать проявлению внешних форм благочестия, которое не всегда видно очам плотским.

С уважением,
Отто В.

comments powered by HyperComments