Пастор д-р Отто Вендель

Проповеди mp3, семинары, библейские беседы

О небесной иерархии

| Нет комментариев

Спрашивает Нина:

У меня возникли некоторые сложности в понимании 19 текста из 5 главы Евангелия то Матфея. В беседе Вы говорили о том, что иерархии в Ц.Н. не будет. И спасены будут все, а в вопросе понимания истин Св.Писания и веры человека у нас есть свободная воля, это на спасение не влияет.
Дело в том, что я открыла комментарии к Ев. от Матфея, а там излагается иначе понимание этого текста. Сложно мне разобраться в этом вопросе. Помогите. Вот так там написано: «малейшим наречется — т.е., будет, рассматриваться, как наименее достойный. Христос никак не имел ввиду, что нарушающий заповеди и научающий так других, попадет на небо. Он здесь ясно заявляет, каково будет отношение Царства к законопреступникам, как будут оценены их характеры. Этот пункт поясняет в 20 ст., где книжники и фарисеи, которые сами нарушали заповеди и научали других как это делать, явно исключены из царства.»

По поводу Вашего вопроса о небесной иерархии, следующее.

Попробуем разобраться в написанном, а для этого надо обратить внимание, это то, что вопросы иерархии, в Царствии Божием в других местах Св. Писаний однозначно объяснены Самим Иисусом, а именно, что их нет, или вернее, что Небесная иерархия обратного порядка в сравнении с нашей земной. Суть ее можно свести к одному предложению, кто из вас желает быть большим, да будет всем слугою. Так Иисус учит учеников: «Когда они пришли в Капернаум, то дома Он спросил у них: что это вы обсуждали в пути между собою? Но они молчали, потому что в пути спорили друг с другом о том, кто из них самый главный. И, сев, Он подозвал всех двенадцать и говорит им: если кто из вас хочет быть первым, пусть будет последним и слугою всем. (Мк. 9:33-35) или «Иисус же, подозвав их, сказал им: вы знаете, что почитающиеся князьями народов господствуют над ними, и вельможи их властвуют ими. Но между вами да не будет так: а кто хочет быть большим между вами, да будем вам слугою; и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом. Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих. (Мк. 10:42-45) Или в притче Иисуса, о работниках в винограднике, получивших одну и ту же зарплату независимо от того, как долго они работали в винограднике и как успешно.

О том как это место (Мт. 5,19) комментируют большинство классических комментаторов, мне известно. Но я полагаю, что в данном случае они толкуют это место Св. Писаний неверно. Потому и остановился несколько подробно на этом месте и вот почему.

Греческое слово (ЭЛАХИСТОС = маленький), употребленное в Ев. Мф. 9, почти всеми переводчиками переводится в форме сравнительно-уменьшительной степени (грамматический компаратив), но слово это в греческом языке не употреблялось в уменьшительно-сравнительной форме, (в смысле малейший, меньше чем маленький), но лишь как данность — маленький, как констатация факта. (Если бы Матфей, передавая тут слова Иисуса, говорил бы в категориях иерархических, то должен был бы употребить другое слово, действительно подчеркивающее абсолютно крайнее положение такого в Царствии Небесном. А такое слово в греческом ликсиконе существует — это слово ЭСХАТОС, которое и выражает то, что по ошибке, как выясняется сделали переводчики древнего текста, и как толкуют это место комментаторы. ЭСХАТОС – это слово несет в себе категории иерархиии. Оно означает малейший в смысле самый последний, после которого никого уже в табеле о рангах нет, но это слово тут автор Евангелия не употребляет, не потому что он его не знал, а потому что смысл слов Спасителя, был другим.) Итак Иисус тут не в категориях иерархии небесной мыслит, а лишь употребляет прилагательное констатирующее факт, что таковой малым, не меньшим, подчеркнем еще раз, а малым наречется. Давайте спросим, почему Иисус не сказал, тот, кто так поступает, попадет в геену огненную? Почему Он не сказал, таковой не войдет в Царство небесное? Но сказал, таковой МАЛЫМ, заметим еще раз, не МАЛЕЙШИМ, наречется, но не в геене огненной, а в Царствии Небесном. Все дело в том, что у Иисуса явно намерения совершенно другие, нежели те из которых мы исходим. Понятно, что Иисус делает это для того, чтобы слушающие его научились распознавать нюансы лжеучения. Это исходит из ситуации, которую описывает Ев. Матфей. Ведь Он сам, Спаситель, говоря то, о чем говорил, многими рассматривался как лжеучитель. В Нем усматривали действие князя бесовского. Иисус хотел подчеркнуть, что есть лжеучение намеренное, где кто-либо намеренно извращает принципы Царства Небесного, но может и случиться, что кто-то учит неверно, но сам того не замечает, считая то чему учит, искренне верным в силу совей непросвещенности, в силу того, что что-то ему еще не открылось. А есть и еще одна проблема, что слушатели могут считать, какое-то учение, лжеучением, являющимся таковым лишь в их головах. Это логично во взгляде на то, что слушавшие нагорную проповедь Иисуса, не имели еще однозначного довода в пользу того, что Тот, Кто стоит перед ними и вдруг заявляет, вы слышали, что сказано древним(?) А Я ГОВОРЮ ВАМ, не является лжеучителем!!!

Следующим фажным фактом, который нельзя упускать из вида, это ситуация церкви, которой Матфей совео послание направляет с совершенно определенной целью. Нельзя забывать, что мы читаем Матфея, а не Иисуса слышим. А Матфей, явно слова Господа применяет в определенную историческую ситуацию, в которой церковь тогда находилась. В церковь прокрадывались лжеучения гностицизма, языческого мистицизма. Но логика гностицизма не могла быть однозначно отвергнута, поскольку и апологеты истинного христианства пользовались некоторыми методами аргументации, которыми пользвались гностики, а именно аргумент знания, нисходящего свыше. Так сами антитезы Иисуса, базировались на, условно гностическом принципе высшей мудрости и ни на чем, кроме как на том, что кому-то она – эта мудрость свыше, будет открыты, а для кого-то останется сокрытой. Такое ведение полемики, а слова Иисуса однозначно полемичны, ничем не обосновывались, кроме как авторитетом Самого Говорящего, те. Иисуса и ни чем привычным, Торой ли, признанными ли авторитетами не обосновывались. Иисус Сам был Авторитетом Своих слов. Это аргумент авторитарный. Им пользовались и гностики времен апостолов и сами апостолы. Поэтому не просто было отличить «мудрость» человеческую от «мудрости» свыше, как Ап. Иаков это называет. «Это не есть мудрость, нисходящая свыше, но земная, душевная, бесовская…» (Иак. 3:15) Как отличить мудрость свыше, от мудрости земной, душевной, бесовской? Древние не упрощали сложность этой задачи. Мол давайте посмотрим, кто как учит и в согласии ли его учение с известными авторитетами и все будет на месте. Ап. Иаков, аргументируя далее, приводит не примеры логики и не ссылается на верные, признанные авторитеты, это важно отметить, а на мотивы сердца. Он указывает на ЗАВИСТЬ и СВАРЛИВОСТЬ. А кто с точностью о другом может сказать, что тот или этот действует из ЗАВИСТИ, а не из любви к ПРАВДЕ, кроме того, кого эта критика касается?! Или, если кто-то сварлив, недоволен, Иисусом ли в частности, или Его посланниками, или церковью, как может показаться слушателю, то кто с уверенностью может сказать, эта «сварливость» бесовская? Ибо Иисус тоже был сварлив, и Бог тоже, и его пророки, и Апостолы тоже. Вслушаемся в слова Иисуса, «горе вам книжники и фарисеи….» В слова Ап. Иакова, «Горе вам богатые… » Эти обращения, в древности так же описывались словами, сварливость, надоедливость, негативная неотступность. Но лишь тому, кому открыто, кем Иисус на самом деле является, что Он воплотившийся Бог, Спаситель, тому открывались и действительные мотивы любви Говорящего, хотя очень похожи были на мотивы безлюбовной сварливости и самопревозношения.

Вы слышашли, что сказано древним, (Иисус задавай этот вопрос имел ввиду не адресата, мол кому сказано, а того, кем сказано. Нам нужно тут сделать то, чему учили нас в 5 – 6 классе, разборать предложения и поределиться с членами предложения и нам станет понятно, что Христос, это суть контекста противопоставляет себя тому, кем древние принципы были даны, те. Моисею. Чтобы понять суть диалога, надо в разборе предложения задать вопрос, кем сказано из древних? Ответ? Моисеем! А потом, а Я говорю вам!… Для Иисуса это противопоставление было важно и тем более было важно для Матфея. Представьте себе такое в нашей церкви. Кто-то приходит и не ссылаясь ни на какой авторитет, заявляет, Я Сам являюсь критерием правды и истинности Моего учения? Что произошло бы в церкви? Как мы отреагировали бы?

К чему я это? Давайте вернемся к нашему исходному тексту. Этот текст только тогда откроется нам, когда мы не будем подходить к словам, написанным в нем, как к некоей абстрактной истине, ни к чему не привязаной информации. А как к истине для настоящего, те. того времени, в которое они говорились. Тогда мы поймем, что Иисус представляет тут не небесную табель о рангах, а принцип, которым надо пользоваться для обнаружения и отличения истинного от не истинного, и что подчас сделать это невероятно сложно.

С уважением,
Отто В.
comments powered by HyperComments