Пастор д-р Отто Вендель

Проповеди mp3, семинары, библейские беседы

Почему в Торе нигде не говориться о том, что агнец указывал на Христа?

| 1 комментарий

От: Oleg
Тема: Почему в Торе нигде не говорится о том, что агнец указывал на Христа?

Сообщение:
Здравствуйте, Отто Робертович! Объясните, пожалуйста, почему во всей Торе нет не одного прямого указания на то, что жертвенное животное символизирует Христа, Который должен прийти и умереть? Ведь Библия это книга в которой могут опускаться второстепенные детали, но главная мысль повторяется неоднократно. Почему же о самом главном Тора молчит? Ведь логично же было написать в книге Левит, где говорится о том как, когда и какие жертвы приносить и о том, на Кого эти жертвы указывают…
Заранее благодарен за ответ!

 

Дорогой брат Олег, здравствуйте!

Попробую, ответить Вам на Ваш вопрос на примере Евангелия от Иоанна. Этот Апостол показывает, что в человеческой плоти Иисуса Христа, важные культовые традиции народа Израиля обретают свое исполнение, потому что Бог уже зримо обитает среди него (ср.Ин. 1,14). Центральным местом «храмовой христологии», суть, которой заключается в понимании Господа нашего Иисуса Христа как Нового эсхатологического Храма, является Ин. 2,13- 22. Свое продолжение она получает в диалоге с самарянкой (Ин. 4 гл.), и в целой серии иудейских праздников, которые Иоанн вбирает в свое евангелие в 5-10 главах, апогеем которого является иудейская Пасха, и в других текстах своего Евангелия (ср. Ин.14,1-2). Апостол Иоанн, в традиции он потому и называется Иоанном Богословом, потому что объясняет жизнь Иисуса Христа явно на фоне Торы и указывает на то, что Иисус в Своей личности являет Себя Новым Храмом и раскрывает значения культа Израиля (Ин. 2,19-21). Интерпретационный ключ к пониманию этого богословия Ап. Иоанн заложил в 2,17-19 («разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его»), который связан со свидетельством Иоанна Крестителя об Иисусе как «Агнце Божием». И здесь может возникнуть закономерный вопрос об образе, который мог заложить Ап. Иоанн в «Агнца Божьего». Откуда это у Иоана?
Итак, читая Евангелие от Иоанна, мы должны обратить внимание на странное свидетельство Иоанна Крестителя об Иисусе Христе – «Агнец Божий». Данное свидетельство в этом Евангелии встречается дважды в 1-й главе. Озвучим эти тексты: 1) «На другой день видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий, Который берет [на Себя] грех мира» (1:29); 2) «И, увидев идущего Иисуса, сказал: вот Агнец Божий» (1:36).

Может создаться впечатление, что Пророк Иоан тут неожиданно и совершенно „своевольно“, указывая на Христа, называет Его Агнцем Божиим. Но это не так. Тут надо учесть, что Иона Креститель не является первым апостолом Нового Завета, но последним пророком Ветхого Завета. Значит у Иудеев того времени существовал подобный взгляд на Мессию. Этому подтверждение ветхозаветние пророки. Лучше это можно увидеть если обратиться к Септуагинте, — греческому переводу Танаха – Еврейской Библии.

В Септуагинте образ АГНЦА употребляется примерно 100 раз. Вот некоторые примеры:
1. Ангец Божий – раб Яхве (отрок Господень). Это образ использовали пророки:
а) Иеремия сравнивает себя с «агнцем, ведомым на заклание» (Иер.11,19);
б) Пророк Исайя этот образ применяет к Рабу Яхве, который умирает за грех многих во искупление (Ис. 53,7) можно читать со 2- 7 стихи;
2. Пасхальный Агнец. 
Всем нам известно из библейского сюжета об избавлении Евреев из Египетского рабства. Яхве отдал повеление заколать в каждой семье по одному агнцу. (Исх.12,5). Он был заклан без сокрушения костей, и его кровь использовалась для помазания косяков и перекладин дверей (Исх.12,5-10). В Еврейском предании эта новая эра в истории становления Нации начинается со смерти Агнца. Идея искупления — выкупа ассоциативно тесно связано с началом освобождения политического, исторического, богословского (Исх.19,6;). Тут понятно, что когда Богооткровение осенило Пророка Иоанна Крестителя, когда он увидел как Тот Кто был Богом, стал тем кем небыл — человеком, и когда, постфактумом уже Апостол Иоанн разъясняет случившееся последователям Христовым, параллели освобождения Ветхозаветнего Израиля и Новозавтнего Народа невозможно не увидеть для живущего в традиции Ветхозаветних образов. А Апостолы жили, погруженными в Ветхозаветние образы. Надо не забывать, что Агнец использовался в жертву всесожжения ежедневного ритуала, и, благодаря крови пасхального Агнца евреи были искуплены из египетского рабства и смогли стать «народом святым» и «царством священников», связанными с Богом Заветом и Законом Моисея (Исх.3,7-8).
Таким образом, даже при поверхностном рассматривании Библии и применение Пророками Образа Агнца Божия, не есть безосновательное, своевольное употребление и применение его Новозаветним автором, но уходит в традицию уже Ветхого Завета.

Верно то, что в Торе агнец вообще никак не интерпретируется. О том, почему это не делается, можно спекулировать, но не забывать, что это останется лишь нашим «спекулятивным» мнением. Но мы видим, что не только в Христианстве, но и в Иудаизме принципы учения Иудаизма не базируются лишь на том, что объяснено Торой. Но и прогрессивным Богооткровением, данным народу через Пророков.

Ко всему нужно не забывать, что Христианство есть религия Богооткровения. Те. мысль о параллелях между Пасхальным Агнцем Ветхого Завета и том, что Иисус является Истинным Агнцем Божиим – базируется на Откровении этой параллели, данной ученикам – Апостолам через Духа Святого.

Вот, дорогой брат, на скорую руку, чтобы не задерживать ответ, моя попытка освятить возникший у Вас вопрос.

С уважением,

Отто В.

comments powered by HyperComments
баранников игорь
2013-11-02 16:00:51
נעים םאוד здравствуйте Отто Робертович! Хотел спросить интересно а в Ваших урочниках немецких с коментариями за 4 кв 2013г. есть слова на иврите или тоже в русской транскрипции? на стр.41 еврейское слово тавнит написано в русской транскрипции хотелось бы увидеть слово на иврите т.к. в переводе это слово не сошлось с тем что написано в урочнике,и стр.79 2аб. древнееврейское слово хаттат тоже написано по русски хотелось бы увидеть иврит.На adventist.ru.на мой вопрос не ответили отправили на модерацию и он исчез.להתראות