Пастор д-р Отто Вендель

Проповеди mp3, семинары, библейские беседы

«Святая» ложь

| Нет комментариев

Спрашивает Елена:

Дорогой Отто, очень хотелось бы узнать Ваше мнение. Разбирая урок СШ, учителя нашей церкви споткнулись на этом вопросе. Уста праведника, согласно книге Притчей, свободны от лжи. Заповедь говорит то же. Но в войну люди спасали евреев, отвечая фашистам, что евреев в доме нет, в то время как те сидели в погребе. Большая часть учителей комментировали это как недопустимое ни при каких условиях поведение христиан, а другие говорили, что ради спасения человека в исключительных случаях ложь может быть объяснена (но не оправдана). Что Вы думаете об этом?

Доброе утро, Сестра Елена!

Вы задаете вопрос, который довольно часто волнует верующих людей. На сколько я могу позволить себе быть честным? Тут в первую очередь, необходимо учесть, как я понимаю, каков мотив таких вопросов и каков мотив тех, кто на эти и подобные вопросы отвечает.

Я усматриваю за подобными вопросами легалистский — законнический мотив, как у тех, кто этот вопрос задает, так и у тех, кто на этот вопрос, без того, чтобы указать на возможный легалистский мотив, отвечает.

Эти два аспекта необходимо важны! Ибо не учитывая их, не делая поправку на то, что мы спасаемся не верно, — в соответствии с предписанием, сделанным делом, как не погибаем от дела совершенного по ошибке, я подчеркиваю, по ОШИБКЕ. Это первое.

Второе, легалистский подход к жизни, неосознанно исходит из того, что человек знает, как правильно себя вести во всех ситуациях жизни. Но именно это для человека невозможно, ибо он — человек, всякий новый день, проживает как первый, единственный и последний в своей жизни. Любой последующий день его жизни не будет никак походить ни на один предыдущий. Мы надеемся, что каждый последующий день, будет, условно проходить нормально. Вот под эту, некую НОРМУ и даны НОРМЫ, — ЗАПОВЕДИ. Но ни одна заповедь не может предвидеть, а потому и предписать поведение за рамки НОРМАЛЬНОГО выходящего. Поэтому любое абстрактное, теоретическое обсуждение того, как вести себя в такой-то или такой-то экстраординарной ситуации, является спекулятивным и продиктовано не верой, а некиим языческим сознанием выражающимся в том, буд-то человек может предвидеть будущее и потому заранее решить как ему верно поступить. Мы в Библии подобного подхода, похожей концепции не найдем.

А потому, все ответы, исходящие из попытки помочь вопрошающему не сделать ошибки, не совершить «греха» ведут к укреплению НЕ веры, а законнических позиций и подходов к жизни.

Не ошибиться никто из нас не может!
Если всякий новый день, по определению не похож на предыдущий, то заранее выработать ПРАВИЛЬНЫЕ поведенческие нормы, не возможно. А потому, всякий верующий должен был бы исходить из того, что он принципиально не лжет никогда, ни при каких условиях. Что же принесет завтрашний день ему не ведомо, а потому он и не занимается вопросом, как мне поступить если? Ибо варианты того ЕСЛИ, которое возможно дает право на поведение отклоняющееся от норму, всегда спекулятивны. Потому вера зовет не к спекуляциям о казуалиях позволяющих человеку лгать, а к тому, что если Бог допусти мне испытание, то даст и мудрости его перенести. Если человек живет так, то он не отвлекается от реальной повседневности, он не сосредотачивается на том, чего предугадать не может и совершает поприще свое, идя по жизни рука в руке со своми Спасителем.

Да, жизнь, в силу своей непредвиденности может застать нас врасплох, а следовательно привести нас к ошибочному поведению в следствии нашей недальновидности, греховности, страхам живущим в нас, нашей неопытности. Но Библия нигде не говорит, что человек из-за ошибок лишается благодати и милости Божиих. Так ошибочное поведение Иакова, когда он в стремлении помочь Богу в осуществлении Божиих планов по поводу его первородства, обманул брата Исава и отца Исаака, не повлекло за собой никаких карательных реакций со стороны Бога. Бог не расторг с ним Своего завета, напротив, подкрепляет его видением лестницы и говорит Иакову, что Он — Бог с ним.

Это принцип, который мы видим в жизни Авраама, Моисея, Давида, Петра, Павла и мн. др. Поэтому мой ответ на заданный вопрос таков, ответа на него Библия не дает, а потому его в природе нет! Между прочим, если кто-то и солгал, спасая в подвале находящихся к примеру евреев от фашистского террора, говоря полиции, ищущей евреев, что в доме таковых нет, в то время как они есть, НЕ НЕ соврал!!! Иаков в истории со своим братом и отцом — солгал и украл!!! Его ложь от благородного мотива не становится правдой. Так и ЛОЖЬ, спасающего от концентрационного лагеря людей, не становится вдруг ПРАВДОЙ!!! СВЯТОЙ ЛЖИ ТАКИМ ОБРАЗОМ НЕ СУЩЕСТВУЕТ!!! Это нам надо крепко накрепко запомнить и учитывать. Как и работа священников в храме в субботу не становится вдруг НЕ работой и потому НЕ НЕ нарушением 4-ой заповеди. Иисус приводит этот пример и говорит, «священники в субботу нарушают заповедь»!!! Но не говорит, так как это священники и работают они не где-нибудь, а в храме, потому их работа не является грехом. НЕТ! Не это логика Иисуса! Логика Иисуса очень проста. Он говорит, что они нарушают субботу — но не вменяется им. Кем не вменяется? Богом!!! Ибо Бог не есть слепой механизм. Бог не есть некая слепая закономерность, некий праведный робот, сортирующий наши поступки по принципу верно или не верно, но Бог смотрит и оценивает ситуацию и мотивы человека, которые ему самому подчас не понятны и(?) и НЕ вменяет священникам, в частности, — их греха! НЕ ВМЕНЯЕТ!!! Проявляет МИЛОСТЬ, но не объявляет, данное поведение не греховно, вот ведь что удивительно и ПРИНЦИПИАЛЬНО в подобных вопросах!

Вот принцип Библии. Нам в подобных ситуациях, должно вопрошающего УСПОКОИТЬ. Ибо подобные вопросы, как правило являются следствием страхов нарушить Божии нормы и научить человека жить в мире с Богом, любить Бога и его заповеди. А из экстраординарных ситуаций этот Бог, не являющийся роботом нас выведет. Если же как в случае с вышеперечисленными персонами и не выведет нас, не поможет избежать ошибок, то просто не вменит!!! А потому главное в жизни действительного верующего, не страх и не желание, потому. избежать ошибок, «ибо все мы много согрешаем» (Иаков) не тем так другим, а ЛЮБОВЬ К БОГУ, вот что главное!

Храни Вас Господь!
Спасибо за интересный, как мне кажется вопрос.
Конечно же этот вопрос невероятно комплексный… я коснулся лишь его общих направляющих.

Если будут возражения пишите.
С уважением,
отто в

comments powered by HyperComments